+7 (812) 347-87-90 info@cp-al.ru
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ Пн - Пт 10:00-18:00 +7 (812) 347-87-90 Пн - Пт 10:00-18:00 +7 (812) 347-87-90
info@cp-al.ru
Номер #1
в Санкт-Петербурге
Регистрация Онлайн
ООО и ИП
Ведем Бухгалтерию
453 Клиентов
СВЯЗАТЬСЯ
Новости
Каким образом ФНС увеличивает бюджет в кризис. Актуальные тенденции налогового сбора
Прибыль российского бизнеса значительно упала из-за развернувшегося кризиса в связи с пандемией. Однако ФНС не намерена терять в объемах поступлений налогов, а потому пойдет на новые способы получения средств в бюджет. Как же налоговая служба увеличивает поступления в бюджет в условиях тотального снижения налоговой базы?

Давайте разберемся, к чему нужно быть готовым. Для начала отметим, что тенденция к увеличению налоговых сборов путем изобретения новых механизмов администрирования стартовала еще в кризисном 2014 году. Поэтому вопрос ужесточения существующих методик пополнения бюджета и изобретения еще более изощренных в кризисные времена 2020 актуален как никогда. 

В 2019 году ФНС отчиталась о росте собираемости налогов в 1,5 раза за пять лет. По мнению ФНС, этот небывалый рост обеспечили гениальные мероприятия по всеобщему «обелению» экономики, но мы, практикующие люди, знаем эти мероприятия: с 2014 года ФНС получила доступ к счетам юридических лиц с правом безакцептного списания средств по требованию. 

Ну, а обоснованность этих требований – это, конечно, вопрос второстепенной важности, кому надо, тот пускай и разбирается. С этого момента собираемость резко пошла вверх и экономика «обелилась».
Возвращаясь к нынешней ситуации: как же увеличить собираемость налогов при сильно уменьшившейся налоговой базе да еще на фоне громких заявлений из каждого утюга о небывалой поддержке малого и среднего бизнеса государством?

Способ 1: « Уменьшение» количества выездных проверок.

ФНС на официальном сайте дала заверение, что после снятия ограничительных мер  количество проверок не возрастет. Но заметим, в ответе налоговой больше говорится о выездных проверках, количество которых стало снижаться после 2012 года. Например, с 2017 по 2019 годы количество проверок снизилось более, чем вдвое, с 20 до 9 тысяч. 

Однако суммы доначислений по итогам выездных проверок изменились незначительно: с 311 млрд.руб в 2017г. до 301 млрд. руб в 2019. То есть, количество проверок то уменьшилось, но за счет роста суммы доначислений в рамках каждой проверки. Оно и понятно: выездная проверка-дело хлопотное, кадры нужны грамотные, времени много отнимает, куда эффективнее использовать старое доброе запугивание.

Способ № 2: Комиссии по легализации налоговой базы

Стоит отметить, что выездные проверки - это не основной способ пополнения бюджета. Намного больше денег приносят комиссии по легализации налоговой базы. Если кто-то не в курсе, то комиссия представляет собой следующее мероприятие: директора компании (одного, это важно, без юриста и без бухгалтера, которого рассматриваемый вопрос касается напрямую) вызывают в ФНС под любым благовидным предлогом. 

Там с ним проводят беседу, показывая непонятные для неглубоко погруженного в тему человека красные цифры на экране монитора, употребляя страшные слова вроде «разрывы по НДС» и «фирмы-однодневки» или подобные термины из разговорной лексики, которые вроде у всех на слуху, но юридически никак не определены. Беседа проводится в специфическом жестком стиле с обилием угроз и бытового хамства для дезориентации налогоплательщика и, естественно, далеко за рамками правового поля, но кто ж об этом знает, юристу же туда вход запрещен. Далее следует предложение заплатить денег.

Сумма взноса не привязывается ни к какой налоговой базе, а рассчитывается на основании внутреннего убеждения присутствующих о материальном положении и степени дезориентации жертвы.

Способ № 3: Сборы с физических лиц

Хотя 2020 год выдался тяжелым, но ФНС продолжает выполнять свою работу. У ФНС растет интерес к физическим лицам.
Введение прогрессивной шкалы НДФЛ в таком виде (ставка НДФЛ в размере 15% с доходов свыше 5 млн.руб. в год), конечно, всплеска собираемости не принесет, зато создаст повод для пересмотра существующей системы администрирования НДФЛ в целом. 

Как показывает опыт юридических лиц и ИП, ФНС не будет мудрствовать, а пойдет проторенной тропой: нет ничего лучше, чем прямой доступ к счетам физических лиц.

Как яркий пример эффективного администрирования: все владельцы автомобилей, конечно, помнят акцию с начислением транспортного налога физическим лицам за 2016 год. Но тогда в распоряжении налоговиков не было такого эффективного инструмента, как доступ к счетам, поэтому приходилось взыскивать через ФСИН, а сейчас уже есть. А если в этом контексте послушать заявления Минфина о конфискации «подозрительных» накоплений граждан, то есть повод сильно призадуматься. 
Ведь нам же никто не гарантирует законность и прозрачность процедуры проверки, нам собираемость повышать нужно.

Способ №  4: Субсидиарная ответственность

В последнее время этот инструмент используется все чаще. ФНС активно работает над привлечением к субсидиарной ответственности не только лиц, которые непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность (генеральный директор, индивидуальный предприниматель), но и учредителей и даже наследников (номинальных владельцев активов).

Поделиться
Template not found: /templates/aliancenew/addcomments.tpl